
В продукты, подвергшиеся ультраобработке, часто добавляют сахар и искусственные ароматизаторы, подобно тому, как были разработаны сигареты.
Шана Новак/Digital Vision/Getty Images
скрыть подпись
переключить подпись
Шана Новак/Digital Vision/Getty Images
Табачные компании потратили десятилетия на оттачивание маркетинговых стратегий, разработку ароматизаторов и технологий обработки, которые помогли потребителям пристраститься к сигаретам. Затем, в 1980-х годах, они начали скупать крупные продовольственные компании и применили ту же стратегию для продажи большего количества продуктов, подвергшихся глубокой переработке.
Так говорит Лаура Шмидт, профессор и исследователь Калифорнийского университета в Сан-Франциско, изучающая старые архивы табачных компаний.
Она одна из десятков исследователей, внесших вклад в новую серию статей, опубликованную 3 июня в специальном разделе журнала. Американский журнал общественного здравоохранения. Вместе многие из них доказывают, что борьба с чрезмерным потреблением ультрапереработанных продуктов должна стать новой войной с табаком.
Исследователи говорят, что эти продукты, такие как соленые чипсы, сладкие газированные напитки и расфасованные блюда, которые сейчас доминируют в рационе американцев, стали основными причинами плохого здоровья, и пора действовать сейчас.
Новое исследование «дополняет растущее количество доказательств того, что эти [food] продукты связаны с хроническими заболеваниями, что они вызывают привыкание и что они также были намеренно разработаны табачными и пищевыми компаниями», — говорит Николас Шартр, заместитель редактора журнала и один из авторов новых статей.
Он и другие исследователи говорят, что те же стратегии общественного здравоохранения, которые были отточены во время войны с табаком, могли бы помочь американцам сократить потребление этих продуктов.
Как сигаретная наука помогла сформировать ультрапереработанные продукты питания
Еще в 1980-е годы табачные гиганты начали агрессивную экспансию в производство пищевых продуктов, скупая некоторые из крупнейших пищевых компаний. Например, компания Philip Morris раньше владела Kraft General Foods, а Р. Дж. Рейнольдс владел Nabisco. По словам Шмидта, это была эпоха, когда в США резко возросло производство ультрапереработанных продуктов питания.
Она говорит, что табачные компании десятилетиями собирали исследования о том, как сделать сигареты более приятными и вызывающими привыкание с помощью химических добавок. По ее словам, внутренние отчеты компании показывают, что они намеренно применили эти знания в производстве продуктов питания.
Хотите последние новости о науке о здоровом образе жизни? Подпишитесь на NPRИнформационный бюллетень о здоровье.
«Те самые технологии, которые использовались, чтобы выяснить, как оптимизировать вызывающие привыкание свойства никотина с помощью добавления сахара и искусственных ароматизаторов, — эта основная технология была перенесена из табачной промышленности в разработку сверхпереработанных продуктов питания», — говорит Шмидт.
Она говорит, что такого рода добавки теперь стали одной из определяющих характеристик того, что делает пищу ультраобработанной. В ее исследовании рассматривается разработка Lunchables и то, как Philip Morris применила те же технологии вкуса, которые использовались для повышения вкуса сигарет с низким содержанием никотина, для создания обезжиренных сыров и мясных продуктов.
По словам исследователей, сигаретный бизнес также повлиял на маркетинговые стратегии для продуктов, подвергшихся глубокой переработке. Например, возьмем концепцию конфет большого размера и других упакованных закусок. Термин «королевский размер» на самом деле возник как способ сбыта более длинных сигарет. Для потребителей, беспокоящихся о своем здоровье, табачные компании продавали так называемые легкие сигареты.
«Они применили те же стратегии для разработки легких и ограниченных продуктов питания с явной целью удержать клиентов, которые в противном случае могли бы прекратить потребление некоторых их продуктов, таких как сыры и другие продукты, которые вызывали у клиентов опасения из-за вреда для здоровья», — говорит Тера Фаццино, доцент кафедры психологии Университета Канзаса.
Предыдущее исследование Фаццино показало, что в период, когда табачные гиганты владели крупными продовольственными фирмами – с 1980-х по середину 2000-х годов – они насыщали рынок продуктами глубокой переработки, которые с большей вероятностью можно было отнести к категории сверхвкусных. По сути, это продукты, которые содержат неестественно высокие комбинации жиров, сахара, натрия и углеводов, которые активируют систему вознаграждения нашего мозга таким образом, что нам трудно перестать есть.
Шмидт нашел цитату бывшего генерального директора Philip Morris, который сказал, что продукты питания и сигареты, подвергшиеся ультраобработке, на самом деле являются похожим бизнесом. Он сказал, что это недорогие потребительские товары в фасованной упаковке, пользующиеся огромным спросом.
Табачные компании Reynolds и Altria, которые управляют Philip Morris, к моменту публикации не ответили на запрос NPR о комментариях.
Натали Рубино, директор по связям со СМИ Ассоциации потребительских брендов, которая представляет компании по производству упакованных продуктов питания и напитков, отметила безопасность ее брендов.
«Поскольку потребители продолжают искать разнообразный выбор продуктов питания и напитков, производители проверенных американских брендов для домашнего использования предлагают на выбор широкий выбор доступных продуктов, а также доступ к информации, необходимой потребителям для осознанного выбора. Компании придерживаются строгих научно обоснованных стандартов безопасности и политики питания, установленных FDA, чтобы поставлять безопасные, доступные и удобные продукты, от которых потребители зависят каждый день», — сказала она в электронном письме.
Дополнение к корпусу исследования
В новых статьях также рассматривается влияние ультрапереработанной пищевой промышленности на здоровье и окружающую среду.
Уже существует большое количество исследований, которые связывают чрезмерное потребление ультраобработанных продуктов с множеством плохих последствий для здоровья – от ожирения до диабета и смертности от всех причин.
Например, одно исследование, в котором приняли участие более 5000 пожилых американцев в течение 10 лет. обнаружили возможную связь между более высоким потреблением ультраобработанных продуктов и повышенным риском когнитивных нарушений и деменции.
А ультраобработанные продукты наносят ущерб не только организму, но и окружающей среде, утверждается в редакционной статье этого раздела. Предыдущие исследования выявили, что компании, производящие продукты ультрапереработанной переработки, такие как Coca-Cola, Pepsi и Danone, входят в пятерку крупнейших загрязнителей пластика в мире.
Заявление Ассоциации потребительских брендов не ответило на запрос NPR о комментариях по поводу воздействия на окружающую среду.
Порог перемен?
Новый выпуск включает в себя опрос репрезентативной на национальном уровне группы из 2000 взрослых. Выяснилось, что, независимо от партийной линии, большинство ответивших заявили, что хотят, чтобы правительство регулировало продукты, подвергшиеся ультраобработанной обработке.
«Похоже, что мы достигли переломного момента между силой науки, общественной поддержкой и политической волей», — говорит Линдси Смит Тейлли, профессор питания в Университете Северной Каролины и соавтор статей. «И эти три фактора, по моему мнению, предполагают, что мы, возможно, находимся в том месте, где мы начнем видеть реальные политические действия по этой теме, как это было в отношении табака».
Пищевая промышленность является мощной, и многие политические эксперты говорят, что мы, скорее всего, увидим изменения в первую очередь на уровне штатов. Например, несколько штатов ввели ограничения или запреты на использование синтетических красителей в пищевых продуктах.
Судебные разбирательства также могут стать важной стратегией против пищевой промышленности, подвергающейся глубокой переработке, утверждает в редакционной статье Дженнифер Померанц, эксперт по продовольственной политике и праву из Нью-Йоркского университета. Другими словами, генеральные прокуроры штатов могли бы подать иск против пищевых компаний, утверждая, что они нанесли ущерб здоровью населения, подобно искам, поданным против табачных компаний в 1990-х годах.
Она и другие исследователи говорят, что сейчас самое время действовать, потому что движение «Сделаем Америку снова здоровой» стало настолько влиятельным, и его сторонники активно призывают к исключению искусственных добавок из продуктов питания.
«Последний раз такого рода всеобщий переворот по поводу безопасности наших продуктов питания произошел после принятия Закона о пищевых продуктах и лекарствах 1906 года», — говорит Померанц.




